Педагогам

Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении учащимися курительных смесей

1.Беседа с учащимся, с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.).
При проведении беседы необходимо заверить в конфиденциальности, избегать репрессивной и осуждающей тактики. Высказывать подозрения в употреблении наркотических веществ только при полной уверенности в этом.
2.Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.
Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, а также получить консультацию и рекомендацию врача психиатра-нарколога анонимно.
3.В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:
• вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);
• поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
• пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
4.В случае передозировки ( потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота) необходимо:
• вызвать «Скорую помощь»;
• повернуть на бок;
• очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс;
• следить за характером дыхания до прибытия врачей;
• при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.
При подозрении на групповое потребление психотропных веществ, провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача-психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком курительных смесей и их аналогов, могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства.
Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психологической травме у учащегося.
Разглашение информации о проблемах несовершеннолетнего, связанных с употреблением психоактивных веществ, приводит к полному прекращению продуктивного контакта с учителем и может подталкивать к дальнейшему употреблению.
5.При совершении подростком в наркотической интоксикации хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.


Преодоление возможных конфликтных ситуаций между преподавателем и учащимся

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».
Чарльз Ликсон
Классификация конфликтов между преподавателем и учащимся:
• Конфликты деятельности
• Конфликты поступков
• Конфликты отношений.
Рекомендации преподавателю по профилактике конфликтов:
• Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить
• Никогда не превращайте учащихся в инструмент борьбы с администрацией, другими преподавателями, родителями.
• Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
• Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учащихся.
• Оценивая результаты учебы и поведения учащихся, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках учащегося.
• Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других преподавателей, администрации, родителей.
• Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
• Постарайтесь называть учащегося по имени даже тогда, когда вы сердиты на него.
• Обращайте внимание на интонацию своей речи — это первое, на что реагирует учащийся и лишь потом усваивает смысл сказанного. Постарайтесь исключить крик и монотонностъ речи.
• Умейте слушать и услышать учащегося, «настроиться на его волну».
• Не упрекайте учащегося его близкими, неблагополучием в семье.
• В конфликтной ситуации важно сохранять спокойствие, не поддаваться отрицательным эмоциям.
• Помните о своем статусном, возрастном, опытном преимуществе и поэтому берите на себя разрешение конфликта.
• При разговоре с учащимися преподавателю нужно четко звать, что следует сказать (отбор содержания) как сказать (эмоциональная окраска), когда сказать, чтобы достичь цели обращенной к учащемуся речи, при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).


Поведение, которое стимулирует злость и конфликт:

• Повышенный голос.
• Настаивание на позиции «Последнее слово мое».
• Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук.
• Нравоучения.
• Сарказм.
• Воздействие на самолюбие.
• Демонстрация превосходства.
• Использование неоправданной физической силы.
• Вовлечение посторонних людей в конфликт.
• Наличие двойного стандарта: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
• Настаивание на том, что вы всегда правы.
• Использование унижений, оскорблений.
• Предостережения.
• Заискивание или угодничество.
• Необоснованные обвинения.
• Ворчание.
• Сравнение с родственниками, другими учениками.
• Командование, требование, доминирование.


Схема анализа конфликтных ситуаций

1. Описание ситуации и ее участников.
2. Что предшествовало возникновению ситуации, ее причины?
3. Ситуация глазами учащегося и преподавателя.
4. Личностная позиция преподавателя в ситуации: отношение к учащемуся, реальные цели.
5. Что нового узнал преподаватель о себе и об учащихся?
6. Какие варианты поведения преподавателя, разрешения конфликта можно использовать в подобных ситуациях?


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КОРРЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Учащиеся склонны охотнее выполнять требования преподавателей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Учащегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряжение в общении.

Контакты

Наш адрес: 213826 г.Бобруйск, ул.Советская, 61/42,
телефон: 8 (0225) 72-19-04 (приёмная),
8 (0225) 72-18-87 (бухгалтерия),
тел./факс 8 (0225) 72-19-04
E-mail: bgteptk_@mail.ru

Перевести на…

Интересные ссылки

Полезные сайты