Педагогам
Правила внутреннего трудового распорядка
Об утверждении правил педагогических работников
Правила педагогических работников
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Что делать и как помочь, если вы заметили склонность к суициду у подростка?
1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в школьном или классном коллективе.
2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания.
3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать.
4. Не употреблять общие фразы «Да ты не думай об этом», «Ну, всё не так плохо», «Не стоит этого делать» и т.д. Это может привести к обратному эффекту.
5. Отговаривая, не упирать на чувство долга. Это может подтолкнуть к роковому шагу: «А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас!».
6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять интерес к любым проблемам.
7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение.
8. Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве. Каким образом? Что будет потом?». Не бойтесь говорить об этом с подростком. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, обсуждение же помогает «выпустить пар», выплеснуть эмоции.
9. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!
Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка!
Виды суицидов
1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% – это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: «Сделай то-то и то-то, а то я…»
2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие люди могут начинать заниматься экстремальными видами спорта, добровольно едут в «горячие точки», рискованно ездят на автомобиле или мотоцикле, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.
4. Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать человека от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная человеком в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.
Группа риска:
1. Неуравновешенные подростки.
2. Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
3. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
4. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
5. Подростки в состоянии сильного стресса.
6. Подростки из конфликтных семей.
Признаки готовящегося самоубийства:
1. Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
2. Прощание в различных формах.
3. Письменные указания, раздача ценных вещей.
4. Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
5. Угроза – прямая или косвенная.
Знак беды
Зачем совсем юный человек лишает себя жизни? 90% самоубийц руководствуются следующими мотивами:
МЕСТЬ. Ребёнок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе.
ПРИЗЫВ. Так он пытается привлечь к себе внимание
САМОНАКАЗАНИЕ. Ребёнок решает, что не имеет права жить из-за какого либо поступка, ошибки.
ОТКАЗ. Человек просто «выходит из игры». Нет ни сил, ни желания жить дальше.
ВНИМАНИЕ! 80% людей, уходящих добровольно из жизни – психически здоровы (люди, страдающие психическими заболеваниями совершают суицид по другим мотивам: самопожертвование, игра, «желание попасть в высший мир и т.д.).
Тот, кто имеет «Зачем жить», выдержит любое «Как»
Ф.Ницше
Помните! Главное, в чём нуждается любой учащийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание.
Помните! Простое человеческое участие, внимание, прощение, может помочь человеку в самые трудные моменты жизни, уберечь его от смерти.
Помните! Ничего не стоит так дёшево и не цениться так дорого, как доброе слово.
Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи.
Профилактика суицидального поведения подростков
- Понятийный аппарат:
Суицид – психологическое явление-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.
Суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Внутренние формы суицидального поведения – суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Внешние формы суицидального поведения – суицидальные попытки и завершенные суициды.
Суицидальная попытка-целеноправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Хроническое суицидальное поведение – само разрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».
Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СУИЦИДА
Чаще всего заключается в отреагировани и аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
СУИЦИД
Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
- Типы суицидального поведения:
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
АФФЕКТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
ИСТИННОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Дети – суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
- ПРИЗНАКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ:
- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
- погруженность в размышления о смерти
- отсутствие планов на будущее
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Внешний вид и поведение | Тоскливое выражение лица (скорбная мимика). Анемия. Тихий монотонный голос. Замедленная речь. Краткость ответов. Отсутствие ответов. Ускоренная экспрессивная речь. Патетические интонации. Причитания. Склонность к нытью. Общая двигательная заторможенность. Бездеятельность, адинамия. Двигательное возбуждение. |
Словесные признаки
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
- Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
- Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
- Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
- Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
в еде – есть слишком мало или слишком много;
во сне – спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – стать неряшливым;
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
- Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
- Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- Предпринимал раньше попытки суицида.
- Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось ком-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Слишком критично настроен по отношению к себе.
Основные мотивы суицидально поведения у подростков:
- Суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);
- Переживание обиды, одиночества, непонимания;
- Любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
- Чувство мести, злобы, протеста;
- Подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
- Страх наказания;
- Избежание трудных ситуаций;
Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).
К группе риска относят:
- Трудных подростков. В их среде остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения, а употребление алкоголя и наркотиков повышают вероятность внезапных импульсов.
- Наследственные суициды. Дети из такой семьи могут пойти по жизненному сценарию своих близких;
- Дети – инвалиды, страдающие от своей физической неполноценности;
- Дети, с низкой самооценкой, обидчивые, легко впадающие в депрессивные состояния.
Рекомендации педагогам и родителям:
Если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка попробуйте:
- Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам.
- Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
- Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженое сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.
- Напоминание о значимых для него людях.
- Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня – «Нет», завтра – «Да».
- Прием взвешивания – что сегодня плохо, что сегодня хорошо.
- Доведение до абсурда (показать что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).
- Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).
- Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было… То есть рациональное внушение уверенности.)
Рекомендации педагогам, работающим с подростками, имеющими суицидально-направленное поведение:
- Не акцентируйте внимание класса на поведении данного подростка;
- Проявляйте больше эмоционального внимания, тепла и заботы;
- Старайтесь как можно лучше понять его проблемы, поговорить о них;
- Не делайте негативных замечаний, особенно в присутствии других людей;
- Старайтесь не допускать насмешек или негативных высказываний о нем со стороны одноклассников;
- Постарайтесь вызвать интерес и привлечь подростка к общественной деятельности, чтобы он почувствовал свою значимость;
- При малейшей возможности хвалите ребенка, подчеркивайте его положительные стороны;
- Если ученик в свободное время не посещает никаких секций и кружков – помогите ему подобрать занятие, соответствующее его способностям и желаниям;
- Дайте рекомендации родителям о том, как им следует изменить свое отношение к ребенку;
- Устраивайте по возможности вечера, походы в театр, на природу, в кино, возлагая при этом на данного ученика роль вашего незаменимого помощника.
Тактика поведения педагога при возникновении подозрений в употреблении учащимися курительных смесей
1.Беседа с учащимся, с целью прояснения причин изменения в его состоянии (забывчивость, сонливость, появившиеся трудности в обучении и т. п.).
При проведении беседы необходимо заверить в конфиденциальности, избегать репрессивной и осуждающей тактики. Высказывать подозрения в употреблении наркотических веществ только при полной уверенности в этом.
2.Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.
Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, а также получить консультацию и рекомендацию врача психиатра-нарколога анонимно.
3.В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:
• вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);
• поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;
• пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.
Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
4.В случае передозировки ( потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота) необходимо:
• вызвать «Скорую помощь»;
• повернуть на бок;
• очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс;
• следить за характером дыхания до прибытия врачей;
• при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту делать искусственное дыхание.
При подозрении на групповое потребление психотропных веществ, провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача-психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что необоснованные или нетактичные утверждения педагога о возможном употреблении подростком курительных смесей и их аналогов, могут стать поводом конфликта между учебным заведением и семьей подростка, вплоть до судебного разбирательства.
Кроме того, утверждения, не имеющие достаточных оснований, могут оказаться серьезным психотравмирующим фактором и привести к психологической травме у учащегося.
Разглашение информации о проблемах несовершеннолетнего, связанных с употреблением психоактивных веществ, приводит к полному прекращению продуктивного контакта с учителем и может подталкивать к дальнейшему употреблению.
5.При совершении подростком в наркотической интоксикации хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Преодоление возможных конфликтных ситуаций между преподавателем и учащимся
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) «Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».
Чарльз Ликсон
Классификация конфликтов между преподавателем и учащимся:
• Конфликты деятельности
• Конфликты поступков
• Конфликты отношений.
Рекомендации преподавателю по профилактике конфликтов:
• Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить
• Никогда не превращайте учащихся в инструмент борьбы с администрацией, другими преподавателями, родителями.
• Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
• Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учащихся.
• Оценивая результаты учебы и поведения учащихся, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках учащегося.
• Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других преподавателей, администрации, родителей.
• Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
• Постарайтесь называть учащегося по имени даже тогда, когда вы сердиты на него.
• Обращайте внимание на интонацию своей речи — это первое, на что реагирует учащийся и лишь потом усваивает смысл сказанного. Постарайтесь исключить крик и монотонностъ речи.
• Умейте слушать и услышать учащегося, «настроиться на его волну».
• Не упрекайте учащегося его близкими, неблагополучием в семье.
• В конфликтной ситуации важно сохранять спокойствие, не поддаваться отрицательным эмоциям.
• Помните о своем статусном, возрастном, опытном преимуществе и поэтому берите на себя разрешение конфликта.
• При разговоре с учащимися преподавателю нужно четко звать, что следует сказать (отбор содержания) как сказать (эмоциональная окраска), когда сказать, чтобы достичь цели обращенной к учащемуся речи, при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Поведение, которое стимулирует злость и конфликт:
• Повышенный голос.
• Настаивание на позиции «Последнее слово мое».
• Использование языка «напряженного тела», например, сжатых рук.
• Нравоучения.
• Сарказм.
• Воздействие на самолюбие.
• Демонстрация превосходства.
• Использование неоправданной физической силы.
• Вовлечение посторонних людей в конфликт.
• Наличие двойного стандарта: «Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю».
• Настаивание на том, что вы всегда правы.
• Использование унижений, оскорблений.
• Предостережения.
• Заискивание или угодничество.
• Необоснованные обвинения.
• Ворчание.
• Сравнение с родственниками, другими учениками.
• Командование, требование, доминирование.
Схема анализа конфликтных ситуаций
1. Описание ситуации и ее участников.
2. Что предшествовало возникновению ситуации, ее причины?
3. Ситуация глазами учащегося и преподавателя.
4. Личностная позиция преподавателя в ситуации: отношение к учащемуся, реальные цели.
5. Что нового узнал преподаватель о себе и об учащихся?
6. Какие варианты поведения преподавателя, разрешения конфликта можно использовать в подобных ситуациях?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА КОРРЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Правило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Учащиеся склонны охотнее выполнять требования преподавателей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Учащегося можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения преподавателя снижают напряжение в общении.