Полезные сайты:










В помощь кураторам первокурсников.

(психологическое просвещение)

 Психологические особенности подростка

1.     Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста

  Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 – 19 лет). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает  психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в  последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.          В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток; "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

 2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

  Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

 3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

          Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. 1)   Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.   Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

 4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

 В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

 5. Особенности личности подростков

  1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости "- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на   конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. 2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". 

4.  Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 
5.  Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 
6.  Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. 
7.  Заметное развитие волевых качеств. 

8.  Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: - гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны; - эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество; - депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности. Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их  к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая. Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Рекомендации психолога педагогам по работе с «трудными» подростками».

Прежде всего, в каждом конкретном случае следует выявить причины трудновоспитуемости учащегося по следующей схеме:
1.что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере;
2.какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;
3. с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам ученик, а какие следует устранить с помощью семьи и школы;

4.были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

Для осуществления педагогической профилактики и коррекции поведения трудного подростка рекомендуется:

1.Найти сильные стороны, качества подростка, опираться на них в деле воспитания. 
2.Не оставлять без похвалы любое положительное проявление подростка. 
3.Стараться не сравнивать ученика с другими, особенно если это сравнение не в его пользу. 
4.Говорить с учащимися тактично, избегать резких выражений. В общении с подростками не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. 
5.Контролировать свои эмоции, сдерживать гнев или негодование. 
6.Уметь признавать свои ошибки и просить прощения. 
7.Не позволять себе оскорбить учащегося. Исключить угрозы и шантаж. 
8.Выказывать отношение только к поступкам, а не к личности учащегося (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»). 
9.Найти повод похвалить ребенка, особенно спустя некоторое время после наказания. Он убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом. 
10.Чаще давать понять подростку, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 
11.  Концентрировать внимание подростка на уже достигнутых в прошлом успехах и вселять в него веру в будущие успехи. 
12.  Показать подростку, что он вам небезразличен, что его поступки и личностные качества замечают, что позитивные изменения радуют, а срывы огорчают. 
13.  Предоставлять возможность высказать свое мнение, предложить пути выхода из ситуации. 
14.  Действовать терпеливо и последовательно, поскольку в данной работе не может быть быстрых положительных результатов. 

15.  Совершенствовать работу по формированию классного коллектива, не допускать в нем изолированности трудного подростка.

Целесообразно использовать следующие группы педагогических приемов: 

1.Проявление доброты, внимания, заботы. Сочувствие. 
2.Просьба. 
3.Поощрение в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия. 
4.«Авансирование личности» - предоставление определенного блага, высказывание положительного мнения о подростке, даже если он этого еще пока не заслужил в полной мере. Аванс побуждает к проявлению лучших качеств. 
5.Дать понять подростку, что неблаговидный поступок – досадное недоразумение, случайность и больше не повториться, так как ошибки возможны, но нужно извлекать из них полезный опыт. 

6.Прощение подростка в конкретной ситуации, которая всегда есть только следствие, а не причина осложненного поведения. 

В целях усиления положительного влияния на подростков через коллектив используются следующие приемы: 

1. прием доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения; 
2. прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью; 
3. прием поддержки коллективистских проявлений – поощрение и одобрение коллективом, усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательных отношений к нему окружающих; 
4. прием недоверия – коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его тем самым к самокритике; 
5. прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка; 
6. прием побуждения подростка к объективной оценке своего поступка; 
7. прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности, где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.